Прогревать или нет?

 Все о прогреве двигателя автомобиля

двигательВ этой статье будет рассмотрен наболевший для всех автомобилистов вопрос, и особенно актуальный для тех, кто недавно обрел этот статус. Сторонники и противники прогрева двигателя на холостом ходу стоят двумя противоборствующими лагерями. На стороне первых – традиции и здравый смысл, на стороне последних – не что иное, как руководство по эксплуатации автомобиля и многочисленные публикации авторитетных изданий. Так где же правда?

Сразу стоит отметить, что вопрос необходимости прогрева двигателя никак не зависит от системы подачи топлива. Почему? Да потому что, будь то инжекторный двигатель или карбюратор – механизмы пуска и прогрева ДВС происходят по одной и той же схеме. Поэтому рассматриваться будет именно необходимость прогрева.
В конечном счете, каждый автовладелец сам для себя решает, прогревать двигатель своего автомобиля или нет. В этой статье будет дана необходимая для размышления информация.

Плюсы и минусы длительного прогрева

Для начала – немного сухих фактов о последствиях прогрева на холостом ходу и связанные с ними «за» и «против».

Аргументы «за»:

  • Износ. Начатое сразу после запуска движение приводит к перегреву сопряженно трущихся деталей, что неизбежно ускоряет износ двигателя.
  • Повышенная напряженность механизмов. Увеличение оборотов двигателя при недостаточном прогреве может привести к деформации головки блока или зацикливанию поршней из-за неравномерного теплового расширения трущихся деталей в условиях масляного голодания.

Аргументы «против»:

  • Вред экологии. Прогреваясь на холостом ходу, карбюратор вырабатывает переобогащенную смесь, и токсичность выхлопных газов значительно превышает нормы. Против «медленного» прогрева особенно яро выступают европейцы, для которых экология превыше всего. Этому способствует пачка штрафов за прогрев на стоянке.
  • Расход топлива. Тут все просто. При длительном прогреве двигателя происходит пустое и вредное прожигание топлива. Что опять же связано и с экологией, и с личным бюджетом автовладельца, что для многих, безусловно, важнее.
  • Обязательный прогрев двигателя – это стереотип. В настоящее время существует немало публикаций, обличающих прогрев на холостых оборотах. Такой информации много на сайтах официальных дилеров, авторитетных автомобильных изданий и на форумах автосалонов.
  • Дополнительные минусы. Образуется нагар на свечах и камерах сгорания, может произойти выброс не сгоревшего топлива в нейтрализатор, что является для него губительным и может создать пожароопасную обстановку.

Кухня

температураИтак, имеются плюсы и минусы и два противоположных мнения на вопрос о том, прогревать или не прогревать двигатель, и если прогревать, то, как именно.

Для того чтобы корректно ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к самой конструкции двигателя внутреннего сгорания.

Всем известно, что причиной износа двигателя при запуске без прогрева в холодное время года является вязкость масла. Из-за низких температур вязкость масла в поддоне достигает максимальных значений, и оно не может полноценно смазывать все детали. Именно масляное голодание ускоряет износ двигателя. Но это не единственная причина.

Вторым фактором является то, что все детали двигателя внутреннего сгорания изготовлены из разных материалов. Наиболее распространено сочетание алюминиевого поршня с чугунным или стальным цилиндром. И здесь вступают в действие законы физики, которые говорят, что коэффициент температурного расширения у разных металлов различен. Таким образом, при холодном запуске двигателя, зазор между одними деталями сильно увеличивается, и они начинают греметь, а другие, наоборот, слишком плотно прилегают друг к другу и начинают работать в условиях повышенного трения. В обоих случаях это приводит к износу двигателя.

Из этой проблемы попутно вытекает еще одна, менее известная – не оптимальный прогрев двигателя приводит к опасному перегреву частей некоторых деталей, это опять же изнашивает двигатель и может привести к необходимости его переборки.

О «быстром старте»

Зная все это, становится очевидным, что при низких температурах в двигателе автомобиля протекает много неблагоприятных процессов, которые оказывают влияние на его износ, а с увеличением оборотов этот процесс и вовсе усугубляется в разы. Тогда почему авторитетные автопроизводители рекомендуют стартовать без прогрева двигателя?

В пользу «прогрева на ходу» есть свои аргументы. Существует мнение, что конструкция современных двигателей, материалы, из которых они изготовлены, качество моторного масла уже настолько совершенны, что негативного влияния на двигатель при прогреве на ходу вышеуказанные процессы уже не оказывают. Сюда же добавляются аргументы «против», приведенные в самом начале статьи.

Рекомендуемый механизм «быстрого старта» таков: двигатель прогревается на холостом ходу в течение 0,5-2 минут, затем следует начать плавное движение, держа 2000-2500 оборотов в минуту, избегая резкого ускорения.

Все это выглядит логично и очень убедительно. Однако, активные призывы автопроизводителей к прогреву на ходу, могут оказаться сочетанием маркетинговых и производственных интересов, оказавшихся под давлением законодательных ограничений. Рассмотрим почему.

Во-первых, в новом автомобиле испортить двигатель конкретно по причине его недостаточного прогрева в холодное время года практически нереально. А если в течение гарантийного срока такой опасности нет, значит, проблема уже не выглядит актуальной.

Во-вторых, европейская тенденция часто менять автомобили уже добралась до России. По большому счету, владелец продаст автомобиль раньше, чем обнаружатся последствия «быстрого старта», и поэтому думать об износе двигателя, КПП и других деталей он особо не будет.

В-третьих, большую роль могло сыграть то, что сейчас очень модно бороться за экологию. А значит, автопроизводители должны, так или иначе, подстраиваться под современные тенденции. Иначе, кому нужна отсталая техника?

Подводя итог, можно сказать, что, если автовладелец реально и небезосновательно беспокоится о последствиях такого отношения к своему автомобилю, то прогревать двигатель, безусловно, стоит.

А теперь несколько рекомендаций относительно прогрева.

В холодное время года

холодПри минусовых температурах рекомендуется прогревать двигатель на холостых оборотах с соблюдением следующих условий: температура охлаждающей жидкости должна подняться хотя бы до 40-50 градусов, после чего следует начать плавное, без резких ускорений, движение. Что касается времени прогрева, то это будет зависеть от температуры воздуха, объема двигателя и оборотов, и может продолжаться и 5 и 7 и более минут.

В теплое время года

В теплое время года вопрос прогрева двигателя не стоит столь остро. Рекомендуемое время начала движения составляет примерно минуту с момента пуска двигателя. За это время все детали успевают смазаться маслом, а дальнейшее увеличение температуры до 50 градусов происходит уже во время движения. Тем не менее, пока эта температура не достигнута, рекомендуется ехать плавно, без резких движений.

Дистанционный запуск двигателя

В настоящее время головную боль от вопроса «сколько прогревать» может решить функция автозапуска двигателя, которая может выполняться: дистанционно – командой с брелка, ежедневно в установленное время или при снижении температуры до определенного значения. Для того чтобы воспользоваться этой инновацией, необходимо установить в автомобиле современную и надежную автосигнализацию, сервисная функция которой позаботится о прогреве двигателя в тот момент, пока владелец автомобиля занимается своими делами. Таким образом, остается только выйти на улицу, сесть в авто и двинуться по намеченному маршруту.

Вывод

Из всего вышесказанного следует вывод – двигатель прогревать нужно вне зависимости от рекомендаций автопроизводителя. Так как для всех видов моторов законы физики одинаковы.